Концепт власти над природой

Детализируя концепт власти над природой, Уэбстер на огромном материале показывает многоаспектность этого концепта, влиявшего в XVII в. на постановку и попытки решения научных, экономических, политических, военных и многих других проблем.
В главе VI (Заключение) Уэбстер подводит итоги и делает критические замечания в адрес Троулча, Вебера и Мертона: «Странно, но ни один из них не уделял должного внимания интеллектуальным движениям, непосредственно связанным с пуританской революцией. Они в основном пытались проследить социальные приложения кальвинистской идеи спасения, тогда как я старался также показать, что эсхатология была важной детерминантой становления научного подхода. Пуритане были детерминированы идеалом убежденно активной жизни, который включал наиболее эффективное использование способностей ради личного успеха и службы обществу. Прославление бога оказывалось, таким образом, связанным с идеей наиболее эффективной эксплуатации человеческих и материальных ресурсов. В рамках этой этической перспективы у пуритан мы обнаруживаем: общую неудовлетворенность предшествующими стандартами; приятие альтернатив; стремление к эффективному образованию и к профессиональной подготовке; неустанный поиск путей к общему совершенствованию… Кальвинистский бог был далек и непостижим, но терпение и точные методы опытных наук, медленно проникающих к пониманию вторичных причин вещей в процессе поиска путей к постепенному новому завоеванию природы, демонстрировали форму интеллектуальной и практической деятельности, которая наиболее соответствовала умонастроениям пуритан».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.