Исключение огня

Исключение огня из числа элементов-стихий позволяет Гельмонту поставить под удар не только теорию четырех элементов, но и распределение по элементам традиционного набора качеств, «агентов»: «Двигаясь дальше, Гельмонт дает понять, что четырехэлементная теория предполагает целостный органичный или иерархический взгляд на мир, хотя Аристотель и допускает наличие противоречий среди элементов. Резкая атака Гельмонта на весь этот комплекс построена на том, что с исключением огня как элемента разрушается вся система Аристотеля. Против взгляда, по которому четыре качества, ассоциируемые с четырьмя элементами, являются исходными агентами, которые в различных вещах могут быть и подобными и находящимися в противоречии друг к другу, Гельмонт выдвигает свою основную доктрину о том, что бог творит специфические семена: «Все, что делается или рождается в Природе, делается в силу необходимости действующих семян». Эти семена не обладают сознанием, но они специфичны, поскольку они «сотворенные дары» Господа. В общих терминах отношения семян «всецело основаны на наиболее полном и глубоко закорененном принципе форм или семян — на полной их неспособности к противоречию». Короче говоря, радикальная специфичность и вечность семян таковы, что даже их отношения встроены в их особые свойства. Приняв творение таких сущностей, говорить о сходстве или противоречии в лучшем случае излишне. А в худшем — противоречия ведут к умножению «отношений», к концепту, который стремится приписать разумность земной природе. Направляя этот аргумент против схоластов, Гельмонт настаивал: «В конечном счете они должны признать вместе со мной, что в природе нет противоречия, а есть оно лишь среди свободных и избирательных агентов».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.