Интеллектуальные вопросы

Коменский во многом последователь Бэкона: «В интеллектуальных вопросах Коменский вслед за Бэконом призывал к эмансипации от влияния греческой философии, которая «причинила столько вреда духу христианства». Такая эмансипация открывала бы пути к совершенно новой философии, под которой Коменский подразумевал синкретическое слияние элементов из рациональных, эмпирических и библейских источников. Философская программа Коменского для восстановительного периода открыто формировалась по связи с целями миллениа — ризма. Планы универсального колледжа, универсальных школ, универсального знания, универсального языка… легли в основу обстоятельнейшего «Всеобщего совета», который можно рассматривать как дополнение Коменского к «Великому восстановлению» Бэкона. Обе системы понимались как средства полного восстановления той гармонии природы, которая была утеряна в грехопадении».
Сами работы Бэкона и Коменского воспринимались пуританами как очевидные предпосылки и знаки приближения тысячелетнего царства Христа. Один из видных практических реформаторов И. Хюбнер писал о Коменском: «Мир навсегда останется признательным ему за установление понятия, по которому мы должны знать все вещи». Пансофия Коменского представлялась Хюбнеру очевидным проявлением божественной воли: «Конечно же бог преследовал особую цель, вводя в мир это понятие пансофического изучения, каким бы несовершенным оно ни было в изложении Коменского».
Таким образом, начатый Бэконом путь истолкования восстановления в духе умножения знаний о мире под влиянием Коменского и множества реформаторов пуританской ориентации превратился в более или менее организованный коллективный поиск практических решений по множеству проблем, возникавших по связи с эсхатологией миллениаризма: «Пуританские реформаторы диагностировали недостатки текущего знания и искали решения всем фундаментальным, интеллектуальным и социальным проблемам. Чтобы продвигаться в этой величественной программе вперед, приходилось вырабатывать существенно новое отношение к знанию. Было необходимо, чтобы в духе незамутненной объективности индивиды посвящали себя великому совместному предприятию. Учения Бэкона и Коменского служили исходным руководством по эпистемологии, методологии и научной политике. Через развитие их идей должна была появиться новая философия, которая соответствовала бы целям духовного просвещения пуритан. Благодаря всеобщему образованию пуританская молодежь будет защищена от зол языческой схоластики и подготовлена к восприятию истинно христианской философии. Экспериментальная медицина решит проблемы болезней. Агротехнические новшества восстановят райское плодородие. Общая экономическая реформа сможет вызвать неслыханный рост благосостояния и поднять Британию к высотам господства над миром».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.