Интеллектуальные сдвиги

Несмотря на схожесть между этими интеллектуальными сдвигами XVII в. и мыслями Кальвина, здесь обнаруживались и серьезные различия. Большинство английских авторов шло много дальше Кальвина не только в откровенном подчеркивании атрибутов бога, но также, и это более существенно, в развитии веры в провидение и в другие концепты, связанные с творением».
По мнению Клаарена, широкое распространение волюнтаристской теологии, а также некоторых эстетических и спиритуалистских ориентаций было в какой-то степени результатом соответствия этих теологий тому, что составляло отличительную черту английской религии XVII в.: «По контрасту с континентальной религией английская отличалась острым интересом к творению». Клаарен пишет: «Общий интерес англиканских, пуританских и спиритуалистических групп выявлялся уже в том обстоятельстве, что содержанием их конфликтов были попытки найти различные схемы церковного и политического устройства. Относительно долгий, но мягкий конфликт гражданской войны в Англии по сравнению с интенсивностью религиозных войн на континенте частично объяснялся и тем, что партии были глубоко заинтересованы в творческом формировании порядка. В Англии игра с высокими ставками шла между теми, кто хотел улучшений, реформ или провозглашал новое общество, но ставки все-таки были не так высоки, как на континенте, где совпадали вопросы искупления как такового с вопросами жизни или смерти».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.