Интеллектуальное восстановление

Так или иначе, но комплекс: миллениаризм-восстановление, теологически санкционированный пророчеством Даниила, оказался устойчивым. Приводя множество имен, Уэбстер отмечает: «Упомянутые выше авторы, ссылаются ли они прямо на пророчество Даниила или нет, объединены верой в предстоящее интеллектуальное восстановление. Оно было существенным аспектом обещанной «славной реформации». Идеи интеллектуальной размерности миллениума вызревали очень быстро, питаясь хронологическими вычислениями и философскими концептами Бэкона и Коменского… К тому же словарь Бэкона был ассимилирован идеологией миллениаризма, его философская программа «Великое восстановление» рассматривалась поколением Била как практическое руководство к интеллектуальному возрождению. Соответственно, фрагментарная философская система, оставленная в наследство Бэконом, стала для пуритан-интеллектуалов и основой их концепции философского прогресса и строительным материалом для создания социальных утопий».
Многие интеллектуалы того времени увлекались, с опорой на библейские свидетельства, расчетами дат начала тысячелетнего царства Христова, причем большинство особое значение придавало периоду с 1641 по 1666 гг.
Характерной чертой складывающегося мировоззрения пуритан Уэбстер считает двойственное отношение к прошлому. К началу революции пуритане находились в положении, аналогичном положению гуманистов эпохи Возрождения — они целиком отвергали наличное интеллектуальное наследство и в поисках воодушевляющих примеров оглядывались в прошлое. Но пуритане искали в прошлом не совсем то, чего искали гуманисты: «С той же настойчивостью, что и гуманисты, пуритане в поисках утверждения опирались на связь с непререкаемыми древними авторитетами. Но если гуманисты могли черпать представления о «золотом веке» у древних греков, то пуритане обязаны были отрицательно относиться к этой языческой модели.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.