Гипотеза Мертона

Интерес Клаарена к кальвинизму понятен. Не говоря уже о гипотезе Мертона и спорах вокруг нее, где центральное место занимают пуритане, теология которых понимается обычно как английская ветвь кальвинизма, в Англии XVI—XVII вв. номинализм в его волюнтаристском оформлении в той или иной степени характерен почти для всех религиозных направлений: «Волюнтаристические и номиналистские сохранялись и продолжались в английских университетах, особенно в Оксфорде, и в работах многих англиканских теологов, которыми питалась историческая преемственность между английским протестантизмом и средневековой мыслью. В равной степени важно то обстоятельство, что измененный волюнтаризм на переходе к английскому мышлению был опосредован реформационным мышлением Кальвина, общее значение которого для английской религии хорошо известно. Но хотя многие защитники общего аргумента в пользу воздействия Кальвина на религию и на новую науку подчеркивают значимость такого воздействия, среди них обнаруживается весьма мало согласия насчет того, какие именно аспекты его мышления, какие доктрины кальвинизма имеют непосредственное отношение к делу, были действительно влиятельны в новой науке. Общее небрежение исследователей к теологии творения Кальвина вынуждает предпринять новое исследование в этом контексте».
В мерках XIV—XV вв. вклад Кальвина в волюнтаристскую традицию не выглядит особенно внушительным: «Кальвин не построил новой теории бытия, ни новой системы этики, ни общей антропологии, способной сгладить острые края божественной воли. Постулируя существование творения, он рассматривал его как простую случайность в выявлении потенций создателя. Принимая как данность чудо творения по слову, которым бог вызвал из хаоса и учредил этот мир, и постулируя связи человека с творцом в сознании, он основной упор делал на трансцендентных обязательствах человека. Постулируя исходную интегративность души человека, он подчеркивал глубину падения человека и величие бога, которого он ищет».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.