Естественный труд

По поводу установок и мандатов человека Клаарен так объясняет позицию Кальвина: «Внутреннее назначение человека как существа сотворенного должно находить выражение и во внешних делах. Работа человека как божественного создания не является естественным трудом, она скорее имеет смысл дисциплинирующей власти над землей. Комментируя 8 псалом, Кальвин так описывает внешнее назначение человека по мандату бога: «Человек удостоен исключительной чести и такой, которую невозможно переоценить. Как представитель бога смертный человек исполняет власть над миром, как если бы она принадлежала ему по праву, и куда бы он ни бросил взгляд, человек не видит ничего такого, что требовалось бы ему для пополнения удобств и счастья его жизни». По «закону творения» человек связан с творцом. Он обладает мандатом бога «по праву властвовать над творением». Власть и ответственность, которые Кальвин ассоциирует с человеком, выявляются в дисциплинарной ревизии Кальвином отношения микрокосм-макрокосм. Человек как творение не является микрокосмом мира, а скорее образом бога в его внешнем отношении контроля над миром и ответственности за него».
Переходя к анализу интеллектуальной ситуации в Англии XVII в. и роли номинализма-волюнтаризма в складывании этой ситуации, Клаарен подчеркивает ее пестроту, участие в ее формировании и религиозных, и теологических, и особенно социальных факторов, что на уровне теологической парадигматики, наборов постулатов создавало довольно сложные конфигурации, далеко не всегда следующие контурам размежевания церковных или политических сил и интересов. Этому способствовало и дисциплинарное оформление протестантских теологических течений, которое обнаружило ряд производных от политической, главным образом, ситуации различий скорее регионально-географического, чем теологического характера: основные линии изменений на европейском континенте и в Англии явно не совпадали.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.