Естественная религия

Вместе с тем, концепция «естественной религии» в ее противопоставлении «религии откровения» появилась не ранее 1670-х гг. и использовалась уже в XVIII в. В предыдущие десятилетия, еще со времен Бэкона, возникновение этой концепции подготовлялось тем, что можно назвать благочестием к творению или естественным благочестием. Как внутренняя сторона оптимистического чувства реформы это благочестие воодушевляло широко распространенную культурную деятельность. Оно не было нагружено стремлением к спасению, что входило составной частью в благочестие Реформации, когда религия понималась как благочестие. Короче говоря, теистическое освобождение также происходило в рамках религии. В силу этого благочестие к творению было различено, хотя и не отделено от благочестивого стремления к спасению».
С благочестием к творению или с естественным благочестием связано и широкое распространение «духовных медитаций», «размышлений», «рефлексий» как форм выражения этого вида благочестия: «В общем случае «размышления» Бойля выражают скорее способы творения, нежели отдельные события библейской истории. Хотя он часто извинялся за недостаток божественности в своих медитациях, он утверждал, будто все творение суть кафедра, воздвигнутая божественным Автором для вскармливания индивидуального благочестия. Критикуя «древних и схоластов», которые, хотя они и практикуют подобную медитацию, быстро переходят от условий к выводам, он убеждал благочестивого читателя не спешить к выводам, поклоняться книге творения Бога и от нее получать наставления: «Тот, кто способен (как это бывало) заставить мир звучать, наделив каждое творение и почти каждый случай языком, чтобы они развлекали его, кто может заставить малейшие случаи в своей жизни, даже и цветы своего сада, читать ему лекции по этике или теологии, тот, мне кажется, вряд ли испытает потребность бежать в ближайшую таверну». Эти медитации имели «религиозное употребление» как средства дифференциации, вычленения естественного благочестия в более полных значениях благочестия».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.