Экспериментальные школы

Если поднять архивы московских экспериментальных школ, в которых сравнительно недавно московские психологи под эгидой Академии педагогических наук ставили психологические эксперименты по изучению школьниками естественных языков как раз в интересующем нас плане, то можно было бы, нам кажется, и уточнить вопрос о том, где именно, в первом или втором классе можно начинать параллельное изучение языков. Судя по тому, что нам известно об этих школах из неформальных контактов с В. В.Давыдовым и его сотрудниками, введение «колоды» можно бы начинать уже в конце первого года обучения, так как какое-то время тратилось бы на выработку Т0 — самого общего представления об языке-системе и о наборе действующих в структуре языка правил. Из этих же данных, которым мы в свое время, к нашему запоздалому глубокому сожалению, не придавали особого значения, следует, что в любой конкретной «колоде» следовало бы выдерживать в условиях синхронного параллелизма четко выраженную связь «лидерства», то есть располагать параллельное изучение входящих в «колоду» языков по времени не единым фронтом, а «уступом», когда одно и то же параллельное место проходилось бы В группой в определенной последовательности языков. В «колоде» для русских школ, например, такой «уступ» или такая оптимальная последовательность могла бы выглядеть так: русский—греческий—латынь—французский— немецкий—английский, а сама такая последовательность, начало которой давал бы родной язык как основная ее ментальная опора, устанавливалась бы со второго члена по богатству грамматических форм, которые оперативно могут включаться как опоры для объяснения меньшего разнообразия грамматических форм следующего языка — члена последовательности. Такая следующая шкале снижения богатства грамматической формы последовательность прохождения параллельных мест в учебниках разных языков была бы особенно ценна в том отношении, что она продуцировала бы четкое осознание границ естественного языка — системы как наднационального феномена, вариантами которого являются национальные естественные языки.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.