Душа человека

Но имелась и другая сторона в событиях этого времени — вычленение человека в особую проблему, несводимую к проблемам творения природы: «Обращаясь к антропологической стороне дела, следует отметить: классическая схоластика локализовала образ бога в рациональной душе человека и рассматривала движения воли производно от верховного диктата разумения, а парижские теологи 1277 г. осудили положения о том, что воля будто бы с необходимостью должна следовать за разумением, что воля обязана подчиняться принятому разумом решению, что правильность волнения производна от правильности мышления. Это способствовало укреплению волюнтаристского понимания человека как особого творения бога».
В рамках этой общей онтологической перспективы Клаарен и пытается установить единую линию связей между Средневековьем, Новым временем и современностью. Ссылаясь на явную неразработанность темы, Клаарен все же отмечает тесную связь мыслителей начального периода Нового времени с их предшественниками в позднем Средневековье, что, по его мнению, создает возможность исследований в более широкой парадигме: «Широко признается, что мышление Нового времени подчиняет онтологию эпистемологии, переворачивая тем самым средневековую ориентацию. Вопрос, одновременно исторический и концептуальный, состоит в том, как именно это получилось. Если высказанные выше соображения справедливы, то этот сдвиг произошел не просто в результате появления секуляризированных эпистемологических предприятий, но скорее в результате освобождения от пут онтологизированного мышления, от логики, облаченной в бытие или, лучше сказать, от Логоса бытия, которым предполагалось высшее бытие бога. Освобождение от этого огромного комплекса требовало нового принципа, подвижного начального пункта мысли и жизни. Для естественной философии и науки бутон позднего Средневековья расцвел в XVII в.».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.