Дифференциация религии

Наиболее существен вклад Бойля в религиозное самосознание: «Дифференциация религии раннего Нового времени представлена у Бойля более полно, чем дифференциация исторического или литературного сознания. Чтобы увидеть это, нужно тщательно отделить религиозную установку XVII в. как от ее источников в XVI в., так и от развития восприятия религии в XVII в. Кальвин рассматривал религию как соразмерную целостному зданию христианской теологии, поэтому он не выделял и не изучал «семена божественного», присущие, по его мнению, всем людям. Подобно Павлу, он мог просто упоминать эти семена, с тем чтобы показать, что все люди в конечном счете виновны в грехе против Бога. В «Институтах», где Кальвин развивает идею полной корреляции между мудростью Бога и человеческим Я, религия получает весьма широкое определение. С другой стороны, в XVIII в. после того, как в первобытных и новых мировых культурах были во множестве обнаружены «другие» религии, само понятие религии стало соразмерно всей целостной человеческой системе верований в Бога или в Богов. Этот сдвиг особенно стал заметен в деизме и в последующих поисках рациональной сущности религии».
XVII в. занимает особое положение: «По контрасту религия XVII в. в основном теистична. Но при всем том она была явно отделена от здания нормальной христианской теологии или философии. В это время апеллировать к религии можно и в догматической и в апологетической философии и теологии, поскольку религия как таковая в лучшем случае была соразмерна теизму и совпадала с ним. Или же, более конкретно, религия была ориентирована скорее на Творца и на работу его творения чем на Все работы Бога (Кальвин) или Ни на одну из них (деизм). Строго говоря, деизм указывал на изначальное божественное устроение, которое затем покидалось, что практически отрицало постоянную работу Бога как центральный постулат классического христианства».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.