Дифференциация познания

Дифференциация познания рассматривается Клаареном как следствие процессов дифференциации на уровнях работ Бога и работ человека: «Ведущей тенденцией Нового времени было умножение дифференцированных работ. Точно так же, к примеру, как развивались дифференциация религиозных сознаний и дисциплин, шла и растущая дифференциация в естественной философии. Она включала выработку растущих по сложности индивидуализированных структур разума и дисциплины. Конечным результатом было появление множества «естественных наук».
Концепт «естественной науки» и его дисциплинарное оформление в когнитивно-социальных структурах — дело сравнительно отдаленного от XVII в. будущего. Клаарен подчеркивает переходный характер процессов на рассматриваемом периоде. Он пишет о Бойле: «Бойль не основал химию как одну из многих зрелых «естественных наук», поскольку ни химия, ни концепт «естественной науки» не были установлены до XVIII в. Но дифференциация дисциплины была уже и здесь представлена общим феноменом растущей дифференциации знания. Этим часто пренебрегают или же воспринимают события в более поздних концептах «естественная наука», «механизм», «революция», «секуляризация». Но реально и отказ от старого и возникновение нового происходили под сложным, хотя и обветшавшим куполом естественной философии».
Одним из вкладов Бойля в этот процесс дифференциации Клаарен считает введение им новой формы представления научного продукта, прообраза статьи: «Эпохальным вкладом Бойля была здесь разработка тщательно отдифференцированного научного письменного сообщения, а именно лабораторного доклада. Многие из его рукописей можно охарактеризовать прежде всего с точки зрения точности описаний как тщательно отработанные доклады по химии или пневматике.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.