Детство и юность

В то же время признавалось, что детство и юность — дар божий каждому поколению. Бог постоянно воспроизводит перед каждым человеком задачу преодоления своей испорченности. Каждый новый ум — «табула раса», каждый ребенок податлив как воск. Врожденные семена зла, поэтому, легче прорастают на этом периоде, чем в более поздней жизни. В соответствии с этим взглядом на образование протестанты основное внимание уделяли искусному воспитанию молодежи с помощью семейной дисциплины и наставлений церкви. Воспитание рассматривалось ими как поле боя, на котором воспитательные механизмы общества проверяются в битве с силами зла. Благодаря воспитанию царство божие достижимо для каждого поколения и состояние человеческой испорченности воспроизводится только из — за неумения использовать потенциальные возможности очередного поколения. Образование, таким образом, есть и постоянный источник надежды и постоянное напоминание о человеческой слабости. Обычаем пуритан стало говорить о возделывании «христианских детей, этих растений рая», природа которых находится под постоянной угрозой и слишком часто одолевается прорастающими сорняками и плевелами».
Осмысленное в таких моделях образование превращалось у пуритан в святое дело распространения божественной благодати, в котором роль воспитателя понималась по Павлу: «Мы же как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать божия не тщетно была принята вами». Уэбстер пишет: «Миссия учителя носила скорее божественный, нежели мирской характер. «Небесная агротехника» представляла из себя идеальную возможность совместной с богом работы в соответствии с апостольским наставлением возможно полнее использовать преимущества и силу божественной благодати. Бог оставлял за собой право умножать плоды, требуя от человека только сотрудничества в уходе и ирригации». Учителя и главы школ в такой схеме «были столь же необходимы, как и министры, для направления развития общества к Новому Иерусалиму».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.