Дела румынского на­рода

Герцен, как и Чернышевский и Добролюбов, выступал против широко распространенного в тот период гегель­янского идеалистического деления народов на «избран­ные» и «неизбранные» и отстаивал право каждой нации, большой или малой, решать самостоятельно все вопросы своего государственного существования.
В написанной в 1859 году статье «Россия и Польша» Герцен решительно высказался против вмешательства европейских держав во внутренние дела румынского на­рода, полагая, что последний сам должен определить свою судьбу. «Но скажите, что же мы за наследники венского конгресса, что будем расписывать, какая земля куда принадлежит, не спросись людей, на ней живущих. Да ведь так парижские дипломаты недав­но совещались о том, что следует желать и что не сле­дует желать руманам в Молдо-Валахии»,— язвительно замечает он.
В 1864 году Герцен вновь резко выступил против по­пыток европейской дипломатии превратить Молдавию и Валахию в разменную монету в дипломатической игре: «…дипломаты в затруднении, кому отдать Молдавию, ко­му Валахию, одни думают, нельзя ли выменять Венецию на Бухарест, Мексику на Яссы, точно мы еще живем меж­ду Вестфальским миром и Венским конгрессом». Таким образом, Герцен выступал за решение самими румынами всех вопросов, касающихся их государственности, то есть за удовлетворение желания румынского народа видеть Молдавию и Валахию объединенными и независимыми.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.