Говоря о возрастной стратификации читательской аудитории как о характерной черте второй половины XIX в., которая появилась вместе с распространением всеобщего и обязательного образования и вызвала к жизни детскую, юношескую и взрослую литературу, популяризирующую науку, Мидоуз подчеркивает особую популярность у юного читателя научной фантастики, прежде всего работ Жюль Верна: «Между 1870 и 1879 гг. он опубликовал 15 работ на французском, которые тут же переводились на английский. Его работы были в высшей степени дидактичны и насыщены, как правило, опытной наукой. Все согласны с тем, что Жюль Верн приобщил к научному знанию большее число читателей, чем любой другой автор 1870-х гг. Его работы появлялись в дешевых изданиях, продавались в книжных киосках на железнодорожных вокзалах, издавались в серии «Бойз оун пейпа», которая уже в первые годы существования издавалась тиражом в 2 млн.».
Судя по тому, что о роли споров вокруг различных аспектов эволюции пишут другие авторы сборника, редакторская линия Мидоуза в истолковании этой действительно ключевой темы, его тезис о том, что «именно религиозные проблемы концентрировали внимание образованного читателя 1870-х гг. на эволюции», разделяется далеко не всеми. Позицию этих других авторов мы представили 6j*i в предельном огрублении примерно так. Действительно в 1860—1870-е гг. споры вокруг биологических и антропологических аспектов эволюции были, так сказать, «сквозной темой» и для популяризаторов науки и для самих ученых: одни и те же имена встречаются как в группе признанных популяризаторов, так и в группе активных участников дискуссий 1860—1870-х гг., то есть одни и те же люди формировали образ науки и у «образованной публики» и у членов самого научного сообщества, но для научного сообщества это были Последние попытки сохранить целостный образ науки в условиях растущей дифференциации науки и информационной изоляции научных дисциплин, то есть, если понятие «образованная публика» во второй половине XIX в. становилось стратифицированным по возрастному основанию (детская, юношеская, взрослая литература), что правомерно подчеркивает Мидоуз, то и понятие «член научного сообщества» становилось на этом же периоде дифференцированным по дисциплинарной принадлежности: ученый «вообще» исчезал, становился для всех коллег по сообществу другой дисциплинарной принадлежности просто членом «взрослого» страта «образованной публики» во всех странах, где действовали законы о всеобщем и обязательном школьном образовании, то есть во всей своей красе проявлялась наша Ту Ситуация.
Рубрика: Женский интерес