На входе в постулированную Клаареном целостность культурного типа XVI— XVII вв. Клаарену, естественно, приходится выяснять ради уточнения Т0 отношения со сложившейся традицией исследований по истории христианства, поскольку XVI в. изучен ничуть не хуже высокого Средневековья и еще одной интерпретацией существа теологических споров времен Реформации здесь никого не удивишь. Но Клаарен довольно строго выдерживает свою линию сквозного анализа, что позволяет ему, с одной стороны, нетрадиционно истолковать роль Кальвина и кальвинизма, а с другой, — в порядке существенной поправки к схеме Кол — лингвуда, показать присутствие на этом периоде нескольких подпарадигм теологии, в общем-то скорее тяготеющих к членениям реформационных распрей, нежели строго, вплоть до распада интеллектуального единства следующих этим членениям. Единство интеллектуального континуума периода XVI—XVII вв. бесспорно, оно обеспечивалось общностью университетской подготовки интеллектуалов всех трех специализаций (богословие, право, медицина) и любых принадлежностей к теологическим направлениям. Но это единство, так сказать, «учебника эпохи» — все проходили через подготовительный факультет семи свободных искусств, — что позволяло интеллектуалам осмысленно обсуждать на едином концептуально-понятийном языке тривия и квадривия Ти теологические проблемы, не исключало разнообразия на уровне подпарадигм, того, что в современном науковедении обычно называют уровнем исследовательских направлений или специальностей Тг — частей дисциплины.
В число определителей интеллектуальной ситуации в Англии XVII в. Клаарен включает официальную католическую теологию, представленную томизмом, номинализм или волюнтаризм, крупнейшим представителем которого был, по Кла — арену, Кальвин, и спиритуализм, представленный в XVI в. Парацельсом, а в XVII в. группой выдающихся мыслителей, из которой он выделяет Ван-Гельмонта.
Рубрика: Женский интерес