Будущие интеллектуалы

В классической схеме движения будущих интеллектуалов в науку и в другие «свободные профессии» через тривий и квадривий подготовительного факультета в специализирующие структуры «высоких факультетов» — богословского, юридического и медицинского, — которые не очень четко прочерчивали основные предметные или проблемные области переднего края научного познания того времени, естественная история в общем-то тяготела к медицинскому факультету. И если сами эти области входили с текстами подготовительного факультета примерно в тот же тип отношений, который наблюдается сегодня между исследовательскими группами Тг и направлениями и дисциплинами Тд, представленными, скажем, в онаученном наборе школьных учебников Ту обособленными предметами (родной язык, математика, биология, физика, химия…), то в рамках этих «высоких» областей в парадисциплинарный период наблюдались свои наборы специализаций, которые вели себя примерно тем же способом, каким сегодня ведут себя в дисциплинах исследовательские группы и направления в своем стремлении стать специальностями или дисциплинами с полным набором дисциплинарных атрибутов: учебник, студенты, аспиранты, преподаватели, кафедра, журнал.
Шоу рассматривает эту парадисциплинарную ситуацию в естественной истории, вычленяя соответствующие группы и направления движения в специализацию по журналам: общая биология, энтомология, орнитология, естественная история, геология, зоология, ботаника. Возникающая картина напоминает современную в том отношении, что претенденты на дисциплинарный статус оказываются на различных стадиях движения к профессионализму-дисцип — линарности, но типичная для современных условий последовательность стадий типа: норма—сеть—сплоченная группа—специальность или дисциплина, предполагающая присутствие университетской кафедры как инвариантной структуры ассоциации стадий в целостность, в парадисциплинарные времена в значительно большей степени зависела от присутствия в процессе научных обществ и их журналов.



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.