Божественность классического Средневековья

Мыслители XVII в. склонны были принимать первую альтернативу, развивая понимание личности Бога в противовес как безличной божественности классического Средневековья, так и систематизированному антропоморфизму спиритуализма. Их новое чувство мощи бога можно бы считать и простым изменением акцентов, но слишком уж знаменательным представляется небрежение теологии XVI—XVII вв. к всепоглощающему интересу Средневековья к божественной любви человека к Boiy. На место центральной категории выдвигается теперь вера, как решающая реакция на мощь бога и на формирующее личность воздействие его обещаний. Это особенно заметно в понятии о божественной Потенции. где акцент ставится на активности Бога. Даже столь различные спиритуалисты как Гельмонт и кембриджские платоники оценивали любовь к Богу по практическим делам и скорее в моральных, нежели созерцательных мерках религиозной жизни».
К следствиям акцента на индивидуализации Клаарен относит и падение иерархий и появление материализма как гносеологической проблемы: «Что касается творения как такового, то здесь идея иерархических порядков природы и причинности уступает место эгалитарному пониманию. Хотя многие исследователи признают этот сдвиг, его все же нельзя понять адекватно в отрыве от протеста Нового времени против спиритуализма. Холистское единство творения, полностью охваченного информацией Духовного ума, уступило место ясному утверждению материального творения. Для нового мышления материя не была ни одухотворенной, ни вечно пред существующей (сопутствующий материализм становится актуальной проблемой)».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.