Академические пенсии

Сами по себе академические пенсии не обеспечивали достатка, и это обстоя — ельство, по мнению Гана, «помогает понять, почему академики не конституиро — ались в класс», но при всем том «остается открытым вопрос, осме — ившиеся заняться научной деятельностью, сводили концы с концами». В поисках ответа на этот вопрос Ган прежде всего указывает на препо — авание: «Преподавание было наиболее распространенным видом деятельности кадемиков. Они доминировали в двух институтах, более старших, чем Акаде-.Были и другие виды занятий — руководство королевскими научными заведениями, представительство при дворе, при членах королевской семьи, в домах знати. Значительное число оплачиваемых должностей академики занимали в армии и на флоте. Они использовались также на должностях официальных консультантов в новых видах промышленности — на Севрской мануфактуре, в горном деле, в книгоиздательстве и т. п.
В целом Ган невысоко оценивает возможности французской государственной науки: «Дух исследования ради расширения рационального понимания природы не только не совпадал с нуждами старого режима, но и не стимулировался в степени, достаточной для формирования социопрофессионального класса ученых. Даже в Академии, она-то поддерживала чистые формы исследования, от членов требовали деятельности в качестве официальных консультантов, что отвлекало их от исследований. Финансовые нужды заставляли ученых распылять свои усилия и жертвовать научным призванием. Они исполняли роли учителей, консультантов, администраторов, что явно не усиливало их деятельности в роли исследователя. Таким образом, вместо кристаллизации роли ученого как представителя признанного и автономного вида деятельности, академики XVIII в. демонстрировали воздействие центробежных сил, толкавших их в разные стороны. Для некоторых из них наука была лишь пересадочным пунктом на пути к славе и власти. И если, несмотря на успехи Французской революции в институционализации ряда научных ролей, ученые XIX в. испытывали серьезные затруднения, гасившие их стремления к расширению пределов научного знания, то во многом это было результатом того обстоятельства, что во времена Академии не сложилась четкая модель карьеры ученого-исследователя. И в XIX в. современный ученый все еще находился во Франции в стадии становления».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.