Абсолютная потенция

Наиболее полно диалектика упорядочивающей и абсолютной потенций бога представлена, по Клаарену, у Оккама и его учеников и последователей: «Хотя для Оккама, как и для теологии позднего Средневековья, это различение не было новым, именно в его теологии на первый план выходит абсолютная потенция, располагавшаяся ранее на периферии. Как пишет Оберман, нереальность того, что могло бы произойти, становится реальностью. Абсолютная потенция становится способностью бога реверсировать естественный порядок, как это происходит, например, в чудесах. Бог не ограничивает себя обязательством соблюдать естественный или моральный закон, и само творение, включая его порядок, начинает осознаваться как чудесное». Вместе с тем бог у оккамистов связан в своих действиях соблюдением закона отсутствия противоречия. Ученик Оккама Габриель Биль, его номинализм оказал значительное влияние на Лютера, отрицал, что бог способен по выбору действовать то упорядочивающим, то неупорядочивающим способом, поскольку действия бога не могут быть разделены до крайней степени. Не может бог действовать и иногда по порядку, а иногда без порядка, поскольку это противоречило бы его существу: «Это различение должно быть понято в том смысле, что бог способен к выбору и фактически выбрал способ создания определенных вещей по законам, которые он свободно установил, то есть по упорядочивающей причине. С другой стороны, бог способен совершать все, что не содержит противоречия, независимо от того, решил ли бог совершить эти вещи или нет, поскольку существует множество вещей, которые бог может совершить, но не желает совершать. Эта последняя способность называется силой бога по абсолютной потенции».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.