Впрочем, Чернышевский в то же время отнюдь не игнорировал заслуг отдельных исторических личностей в объединении Молдавии и Валахии. Он отдал должное Александру Кузе, заметив, что на него «вполне могла положиться нация, желавшая соединения», и довольно подробно остановился на деятельности В. Боереску в процессе объединения княжеств.
Чернышевский пытался установить исторические и экономические предпосылки объединения княжеств. Он видел их не только в «национальных чувствах», породивших стремление молдаван и валахов к соединению в одно государство, но и в «обстоятельствах чисто материального…, даже хозяйственного характера». Хотя в дальнейшем Чернышевский не сумел раскрыть полностью эти «обстоятельства» и по существу свел их к стремлению жителей Молдавии и Валахии избавиться от «турецкого грабежа», все же тот факт, что он искал причину объединения, обращаясь к материальным факторам, свидетельствует о попытках выйти за рамки идеалистической трактовки событий. Это было одним из проявлений «зачатков исторического материализма», отмеченных В. И. Лениным в работах Н. Г. Чернышевского.
Подчеркивая полное разложение, которое переживала Оттоманская империя, Чернышевский с удовлетворением отмечал, что «теперь и Западная Европа почти согласилась, что кризис был близок». И тут же он высказывал свое полное сочувствие к освобождению народов от турецкого гнета: «Наше чувство было далеко небеспристрастно: мы симпатизировали турецким славянам».
Рубрика: Женский интерес