В литературе по генезису науки Кальвин и кальвинизм, если не считать пуританского этноса, представлены в основном концептом провидения, предус — тановленности, который впервые был сформулирован Августином и развит Кальвином до статуса основания представлений о неизменности законов, установленных богом природе. Не отрицая такого более или менее традиционного истолкования, Клаарен вносит в него существенные коррективы: «Центральным пунктом божественного провидения в истолковании Кальвина является радикальная случайность творения. Пытаясь передать богатство и реализм библейских образов творения, он неустанно подчеркивает свой основной тезис о том, что бог ответствен за творение и что случайность творения универсально экстенсивна и интенсивна. При всем том, мир в целом, по мысли Кальвина, не более застрахован от превратностей и перемен, чем жизнь индивида от исторических бед. Его развернутое обсуждение провидения постоянно выставляет мощь бога против сил судьбы, случая, слепого детерминизма. Он рисует весьма загадочную, исполненную динамики картину мира, в котором именно провиденциальная забота преодолевает все другие силы, но никогда это не происходит без значительных драматических и исторических потрясений».
Другой отличительной чертой теологии Кальвина Клаарен считает подчеркивание прямого динамического контакта творца со своим творением: «Убеждение Кальвина в том, что все сотворено эгалитарно благодаря своей конечной зависимости от мощи бога еще основательней подрывало традиционные постулаты относительно иерархии бытия. Не будучи сомкнуто с богом, творение открыто выявлениям его мощи. Поэтому, как мыслители позднего Средневековья отвергали влияние небесных интеллигенций, так и Кальвин выступал против астрологии. Мысль о том, что все вещи непосредственно зависят от действенности божественной воли, подчеркивалась Кальвином и в строго инструментальном истолковании ангелов по контрасту со взглядом Фомы на ангелов как на существа более высокой природы».
Рубрика: Женский интерес