Философское просвещение

Миллениаризм, таким образом, выступал в качестве мотива деятельности, рисуя завлекательные для того времени картины будущего по контрасту с безрадостным настоящим. Но сам по себе он не давал детализированной и ясной программы. Попытки такой детализации ставили перед пуританами задачу поиска опор и средств философского просвещения и социального совершенствования у библейских авторитетов. Задача затруднялась тем обстоятельством, что сложившаяся традиция философствования была в своей основе скептической: «Рассуждения об упадке и порче человеческой природы исключали любые идеи восстановления — они казались слишком отдаленными, чтобы размышлять по их поводу».
Типичным выражением философской позиции того времени Уэбстер считает «Трактат о человеческом знании» Ф. Гревилла, где, в частности, говорилось: «Что же тогда все эти человеческие искусства и мишура, как не море ошибок? И в этих безднах взыскующий истины находит только тени, а не твердую почву». Этот скептицизм грозил, по мнению Уэбстера, вернуть пуритан на наезженную средневековьем дорогу: «Такому отношению соответствовала тенденция подчеркивать интеллектуальное (да и физическое) превосходство древних, а это явно клонилось к переходу к общей защите схоластической теологии и философии».
Пионерами новой традиции философствования Уэбстер считает Дж. Гудвина, Дж. Хейквилла и Дж. Джонстона, особенно двух последних, хотя и обнаруживает у них слабости именно философского плана: «Хейквилл и Джонстон подрывали позиции защитников авторитета античности и способствовали консолидации у пуритан духа уверенности в себе. Это бесспорно имело важное диалектическое значение, но в других отношениях их работы давали лишь туманные наметки позитивной философской программы. В поисках такой программы сторонники миллениаризма обращались прежде всего к Бэкону, а затем и все чаще к недавним работам Коменского. Коменский писал слишком поздно, чтобы оказать влияние на Хейквилла, но Джонстон и в обзоре естественной философии и в рассуждениях по поводу новых методов обучения языкам ссылается на своего друга Коменского».



Рубрика: Женский интерес

Комментарии закрыты.